Мы возвращаемся к истокам, к традициям и верованиям наших предков. Не каждый из нас назовёт себя глубоко верующим человеком, но всё чаще мы задумываемся о духовности, воспитании нравственности, хотим узнать и понять то, что веками питало душу нашего народа. И почему торжественный звон колоколов вызывает у человека чувство возвышенной светлой радости. Череду январских праздников ежегодно испокон века отмечает весь православный народ. Весело, шумно встречают Новый год. Радостно, торжественно отмечается светлый праздник Рождества Христова. Полон благоговения и таинства Крещенский вечер. Вот и у нас в библиотеке собрался народ 19 января, в самый день святого Крещения (Богоявления). Всем было интересно узнать историю возникновения этого праздника, его обряды и обычаи. Расскажем и вам, дорогие читатели. Вот, послушайте. Из глубины веков пришёл к нам этот чудесный праздник. Двойное название праздника – Богоявление и Крещение – связано с его религиозным смыслом. Оба названия праздника отражают «одно событие – Крещение Иисуса Христа, которое он принял от Иоанна Предтечи и во время которого Дух святый снизошел на Богочеловека в виде голубя и был глас Бога-Отца с небес <…>, глаголющий: «Сей есть сын мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». То есть внутри одного события – Крещения Иисуса Христа – совершилось другое, еще более важное событие – явление всех трех лиц Божества». (Калесникова В. Праздники Руси православной. – М., 1998.) Праздник Богоявления трудно отделить от дня, ему предшествующего Крещенского Сочельника – вечер расставания со святочными забавами. В последний раз ходили по домам ряженые: наступал вечер, полный тайн, волнующих загадок. В этот вечер осуществлялись ритуальные действия, связанные с подготовкой к большому двунадесятому празднику Крещения. Принято было держать строгий пост, не принимая никакой пищи вплоть до вечерни. В Крещенский сочельник, как и на Рождество, за стол садились после появления первой звезды. На вечерней службе в этот день в храме совершают освящение воды. Освященную богоявленскую воду несли домой, и считали ее целебной, от всяких болезней. Ею окропляли жилые помещения, людей, хлева домашних животных, все хозяйственные службы и постройки. Праздник Богоявления трудно отделить от дня, ему предшествующего Крещенского Сочельника – вечер расставания со святочными забавами. В последний раз ходили по домам ряженые: наступал вечер, полный тайн, волнующих загадок. В этот вечер осуществлялись ритуальные действия, связанные с подготовкой к большому двунадесятому празднику Крещения. Принято было держать строгий пост, не принимая никакой пищи вплоть до вечерни. В Крещенский сочельник, как и на Рождество, за стол садились после появления первой звезды. Накануне Крещения ставили освященным мелом на всех дверях, оконных рамах и на стенах всех строений знаки креста, чтобы «оградить свое жилье от посещения бесовского. Ходит - гуляет в этот вечер нечистая сила, всяким оборотнем прикидывается, в избу попасть норовит на пагубу народу православному. И одна защита против нее, - гласит народное слово, - святой крест. Считалось, что после такого «закрещивания» никакая нечисть в дом проникнуть не сможет. Так же совершался обряд освящения воды в водоёмах. Для этого во льду реки или озера пробивалась широкая прорубь, ее называли Иорданью – в честь знаменитой реки, где совершалось крещение Христа. Священники вместе с жителями деревни или города совершали вокруг торжественный крестный ход, затем служился молебен, и происходило освящение воды». Считалось, что и сама прорубь, и место вокруг нее обладают чудодейственной силой, а вода этой Иордани – целебная. В проруби, перед тем усердно помолясь в церкви, обязательно купались и те, кто во время Святок гадали или ходили ряжеными. Тем самым они стремились снять с себя грех общения с силами нечистыми, смыть бесовскую личину со своего лица. Не случайно с праздником Крещения было связано немало поверий, относящихся к судьбе человека. Если кто-нибудь крещен в этот день, – то быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если устроится в этот день рукобитье свадебное: в мире да в согласии пройдет жизнь новобрачной четы. С интересом слушали все присутствующие наш рассказ. Для многих значение этого праздника стало настоящим открытием. Да это и не удивительно. Мы, воспитанные в советское время в лучшем случае помним от наших бабушек лишь названия Рождество, Крещение, Богоявление….. Даже считая себя православными, празднуем, не вникая в то, что означают они для действительно православного русского человека. С не меньшим интересом была воспринята викторина «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Вопросы о крестьянском быте, о предметах домашней утвари порой вызывали настоящий спор. Но, как известно в споре рождается истина! Все знатоки получили заслуженные призы! А нам остаётся лишь порадоваться, что мероприятия духовного направления, проводимые в нашей библиотеке, всё активнее посещаются нашими читателями.
О.В. Пахтусова п. Юшала
|